Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

Памятки

Родители, для вас об интернет-безопасности детей, профилактике суицидов и употребления психоактивных веществ.

Уважаемые родители!

Интернет – замечательное средство для общения, обучения, досуга. Но… опасности виртуального мира, в который ребёнок попадает с помощью Интернет, ничуть не меньше, а возможно и больше, чем опасности реального мира. Интернет может стать для ребёнка всемирной энциклопедией, но может превратиться и в зловещую паутину.
Какие же угрозы подстерегают наших детей в сети Интернет?

Интернет-безопасность детей

Можно выделить 4 основные группы рисков.

  1. Доступ к информации негативного содержания.
  2. Нежелательные контакты в Интернете.
  3. Утечка персональных данных.
  4. Интернет-зависимость.

В Интернете пользователю становится доступной любая информация, без ограничений. К сожалению, можно встретить и материалы негативного содержания: насилие, наркотики, порнография, экстремизм, агрессия. Оставить ребёнка один на один с компьютером в Интернете – это всё равно, что бросить его одного на улице большого и незнакомого города.

Контакты с незнакомыми людьми в социальных сетях тоже являются определённым риском.

Детей втягивают в азартные сетевые игры, подталкивают к неконтролируемым покупкам, скачиванию платной информации, совершению необдуманных поступков.
Всё чаще злоумышленники используют каналы Интернет, чтобы заставить детей выдать информацию личного характера. Утечка персональных данных может легко произойти через электронную почту, чаты, системы мгновенного обмена сообщениями, при регистрации в социальных сетях.

Формирование Интернет-зависимости представляет собой очень серьёзную угрозу, особенно для детей и подростков, испытывающих сложности в общении, закомплексованных, стеснительных. Интернет заменяет им всё, ведь в виртуальном мире ни возраст, ни внешность, ни физические данные не имеют ни малейшего значения.

Таким образом, использование ресурсов Интернет ставит педагогов и родителей перед проблемой обеспечения информационной безопасности наших детей.

Для обеспечения безопасности ВАМ необходимо соблюдать три важных правила.

Первое правило – это внимательное отношение к действиям своих детей в Интернете.

Мы советуем родителям активно участвовать в общении ребёнка с Интернетом, особенно на этапе освоения, и не отправлять его в «свободное плавание» по Интернету. Родители должны обязательно следить за контактами детей в Сети и знакомиться с сайтами, которые они посещают.

Информирование ребёнка о возможностях и опасностях работы с ресурсами Интернет – второе важное правило.

Родителям необходимо объяснить своему ребёнку, что если он столкнулся с негативом или насилием со стороны другого пользователя, то обязательно должен сообщить об этом близким людям.

Важно научить детей внимательно относиться к скачиванию платной информации и получению платных услуг, особенно путём отправки денег.

Мы рекомендуем родителям сформировать список полезных, интересных и безопасных ресурсов, которыми может пользоваться их ребёнок.

 

Профилактика суицидов среди школьников

1. Подбирайте ключи к разгадке суицида. Суицидальная профилактика состоит не только в заботе и участии друзей, но и в способности распознать признаки грядущей опасности. Ваше знание ее принципов и стремление обладать этой информацией может спасти чью-то жизнь. Ищите признаки возможной опасности: суицидальные угрозы, предшествующие попытки самоубийства, депрессии, значительные изменения поведения или личности человека, а также приготовления к последнему волеизъявлению. Уловите проявления беспомощности и безнадежности и определите, не является ли человек одиноким и изолированным. Чем больше будет людей, осознающих эти предостережения, тем значительнее шансы исчезновения самоубийства из перечня основных причин смерти.

2. Примите суицидента как личность. Допустите возможность, что человек действительно является суицидальной личностью. Не считайте, что он не способен и не сможет решиться на самоубийство. Иногда соблазнительно отрицать возможность того, что кто-либо может удержать человека от суицида. Именно поэтому тысячи людей всех возрастов, рас и социальных групп – совершают самоубийства. Не позволяйте другим вводить вас в заблуждение относительно несерьезности конкретной суицидальной ситуации. Если вы полагаете, что кому-либо угрожает опасность самоубийства, действуйте в соответствии со своими собственными убеждениями. Опасность, что вы растеряетесь, преувеличив потенциальную угрозу, – ничто по сравнению с тем, что кто-то может погибнуть из-за вашего невмешательства.

3. Установите заботливые взаимоотношения. Встанете на позицию уверенного принятия отчаявшегося человека. В дальнейшем очень многое зависит от качества ваших взаимоотношений. Их следует выражать не только словами, но и невербальной эмпатией; в этих обстоятельствах уместнее не морализирование, а поддержка. Вместо того чтобы страдать от самоосуждения и других переживаний, тревожная личность должна постараться понять свои чувства. Для человека, который чувствует, что он бесполезен и нелюбим, забота и участие отзывчивого человека являются мощными ободряющими средствами.

4. Будьте внимательным слушателем. Суициденты особенно страдают от сильного чувства отчуждения. Они бывают не настроены принять ваши советы, гораздо больше нуждаются в обсуждении своей боли, фрустрации. Если человек страдает от депрессии, то ему нужно больше говорить самому. Понимание, что у того, о ком вы заботитесь, существует суицидальная настроенность, обычно вызывает у помощника боязнь отвержения, бессилия или ненужности. Несмотря на это, помните, что этому человеку трудно сосредоточиться на чем-то, кроме своей безысходности. Он хочет избавиться от боли, но не может найти исцеляющего выхода.

Если кто-то признается вам, что думает о самоубийстве, не осуждайте его за эти высказывания. Постарайтесь по возможности остаться спокойным и понимающим. Вы можете оказать неоценимую помощь, выслушав слова, выражающие чувства этого человека, будь то печаль, вина, страх или гнев. Иногда, если вы просто молча посидите с ним, это явится доказательством вашего заинтересованного и заботливого отношения. Нужно развивать в себе искусство эмпатического слушания. Под этим подразумевается проникновение в то, что «высказывается» невербально: поведением, аппетитом, настроением и мимикой, движениями, нарушениями сна, готовностью к импульсивным поступкам в острой кризисной ситуации. Несмотря на то, что основные предвестники самоубийства часто завуалированы, тем не менее, они могут быть распознаны восприимчивым слушателем.

5. Не спорьте. Сталкиваясь с суицидальной угрозой, друзья и родственники часто отвечают: «Подумай, ведь ты же живешь гораздо лучше других людей; тебе бы следовало благодарить судьбу». Этот ответ сразу блокирует дальнейшее обсуждение; такие замечания вызывают у несчастного и без того человека еще большую подавленность. Желая помочь, таким образом, близкие способствуют обратному эффекту.

Можно встретить часто и другое знакомое замечание: «Ты понимаешь, какие несчастья и позор ты навлечешь на свою семью?» Но, возможно, за ним скрывается именно та мысль, которую желает осуществить суицидент. Ни в коем случае не проявляйте агрессию, если вы присутствуете при разговоре о самоубийстве, постарайтесь не выражать потрясения тем, что услышали. Вступая в дискуссию с подавленным человеком, вы можете не только проиграть спор, но и потерять его самого.

6. Задавайте вопросы. Если вы задаете такие косвенные вопросы, как: «Я надеюсь, что ты не замышляешь самоубийства?» – то в них подразумевается ответ, который вам бы хотелось услышать. Если близкий человек ответит: «Нет» – то вам, скорее всего, не удастся помочь в разрешении суицидального кризиса. Лучший способ вмешаться в кризис, это заботливо задать прямой вопрос: «Ты думаешь о самоубийстве?» Он не приведет к подобной мысли, если у человека ее не было; наоборот, когда он думает о самоубийстве и, наконец, находит кого-то, кому небезразличны его переживания, и кто согласен обсудить эту запретную тему, то он часто чувствует облегчение, и ему дается возможность понять свои чувства и достичь катарсиса. Следует спокойно и доходчиво спросить о тревожащей ситуации, например: «С каких пор ты считаешь свою жизнь столь безнадежной? Как ты думаешь, почему у тебя появились эти чувства? Есть ли у тебя конкретные соображения о том, каким образом покончить с собой? Если ты раньше размышлял о самоубийстве, что тебя останавливало?»

Чтобы помочь суициденту разобраться в своих мыслях, можно иногда перефразировать, повторить наиболее существенные его ответы: «Иными словами, ты говоришь…» Ваше согласие выслушать и обсудить то, чем хотят поделиться с вами, будет большим облегчением для отчаявшегося человека, который испытывает боязнь, что вы его осудите, и готов к тому, чтобы уйти.

7. Не предлагайте неоправданных утешений. Одним из важных механизмов психологической защиты является рационализация. Причина, по которой суицидент посвящает в свои мысли, состоит в желании вызвать обеспокоенность его ситуацией. Если вы не проявите заинтересованности и отзывчивости, то депрессивный подросток может посчитать суждение типа: «Ты на самом деле так не думаешь?», – как проявление отвержения и недоверия. Если вести с ним беседу с любовью и заботой, то это значительно снизит угрозу самоубийства. В противном случае его можно довести до суицида банальными утешениями как раз тогда, когда он отчаянно
нуждается в искреннем, заботливом и откровенном участии в его судьбе.

8. Предложите конструктивные подходы. Попросите поразмыслить об альтернативных решениях, которые, возможно, еще не приходили ему в голову. Одна из наиболее важных задач профилактики суицидов состоит в том, чтобы помочь определить источник психического дискомфорта. Это может быть трудным, поскольку «питательной средой» суицида является секретность. Наиболее подходящими вопросами для стимуляции дискуссии могут быть: «Что с тобой случилось за последнее время? Когда ты почувствовал себя хуже? Что произошло в твоей жизни с тех пор, как возникли эти перемены? К кому из окружающих они имели отношение?» Потенциального самоубийцу следует подтолкнуть к тому, чтобы он идентифицировал проблему и, как можно точнее определил, что ее усугубляет. Отчаявшегося подростка необходимо уверить, что он может говорить о чувствах без стеснения, даже о таких отрицательных эмоциях, как ненависть, горечь или желание отомстить. Если человек все же не решается проявить свои сокровенные чувства, то, возможно, вам удастся навести на ответ, заметив: «Мне кажется, ты очень расстроен», или «По моему мнению, ты сейчас заплачешь». Имеет смысл также сказать: «Ты все-таки взволнован. Может, если ты поделишься своими проблемами со мной, я постараюсь понять тебя». Актуальная психотравмирующая ситуация может возникнуть из-за распада взаимоотношений с родителями, педагогами или друзьями. Человек может страдать от неразрешившегося горя или какой-либо соматической болезни. Поэтому следует принимать во внимание все его чувства и беды. Постарайтесь выяснить, что остается, тем не менее, позитивно значимым для ребенка. Что он еще ценит. Отметьте признаки эмоционального оживления, когда речь зайдет о «самом лучшем» времени в жизни, особенно следите за его глазами. Что из имеющего для него значимость достижимо? Кто те люди, которые продолжают его волновать? И теперь, когда жизненная ситуация проанализирована, не возникло ли каких-либо альтернатив? Не появился ли луч надежды?

9. Вселяйте надежду. Работа со склонными к саморазрушению депрессивными подростками является серьезной и ответственной. Психотерапевты давно пришли к выводу, что очень ценным является сосредоточение на том, что они говорят или чувствуют. Когда беспокоящие скрытые мысли выходят на поверхность, беды кажутся менее фатальными и более разрешимыми. Потерю надежд на достойное будущее отражают записки, оставленные самоубийцами. Саморазрушение происходит, если подростки утрачивают последние капли оптимизма, а их близкие каким-то образом подтверждают тщетность надежд. Очень важно, если вы укрепите силы и возможности человека, внушите ему, что кризисные проблемы обычно преходящи, а самоубийство бесповоротно.

10. Оцените степень риска самоубийства. Постарайтесь определить серьезность возможного самоубийства. Ведь намерения могут различаться, начиная с мимолетных, расплывчатых мыслей о такой «возможности» и кончая разработанным планом суицида путем отравления, прыжка с высоты, использования огнестрельного оружия или веревки. Очень важно выявить и другие факторы, такие как алкоголизм, употребление наркотиков, степень эмоциональных нарушений и дезорганизации поведения, чувство безнадежности и беспомощности. Неоспоримым фактом является то, что чем более разработан метод самоубийства, тем выше его потенциальный риск. Очень мало сомнений в серьезности ситуации остается, например, если депрессивный подросток, не скрывая, дарит кому-то свой любимый магнитофон, с которым он ни за что бы не расстался. В этом случае лекарства, оружие или ножи следует убрать подальше.

11. Не оставляйте человека одного в ситуации высокого суицидального риска. Оставайтесь с ним как можно дольше или попросите кого-нибудь побыть с ним, пока не разрешится кризис или не прибудет помощь. Возможно, придется позвонить на станцию скорой помощи или обратиться в поликлинику. Помните, что поддержка накладывает на вас определенную ответственность. Для того чтобы показать человеку, что окружающие заботятся о нем, и создать чувство жизненной перспективы, вы можете заключить с ним так называемый суицидальный контракт – попросить об обещании связаться с вами перед тем, как он решится на суицидальные действия в будущем для того, чтобы вы еще раз смогли обсудить возможные альтернативы поведения. Как это ни странно, такое соглашение может оказаться весьма эффективным.

12. Обратитесь за помощью к специалистам. Суициденты имеют суженное поле зрения, своеобразное «туннельное» сознание. Их разум не в состоянии восстановить полную картину того, как следует разрешать непереносимые проблемы. Первая просьба часто состоит в том, чтобы им была предоставлена помощь. Друзья, несомненно, могут иметь благие намерения, но им может не хватать умения и опыта, кроме того, они бывают склонны к излишней эмоциональности. Для испытывающих суицидальные тенденции возможным помощником может оказаться священник. Многие священнослужители являются превосходными консультантами – понимающими, чуткими и достойными доверия. Но есть среди них и такие, которые не подготовлены к кризисному вмешательству. Морализированием и поучающими банальностями они могут подтолкнуть прихожанина к большей изоляции и самообвинениям. Необходимо предложить подростку обратиться за помощью к священнослужителю, но, ни в коем случае не настаивать, если подросток откажется. Если депрессивный подросток не склонен к сотрудничеству и не ищет помощи специалистов, то еще одним методом лечения является семейная терапия. В этом случае об отчаявшемся не говорят «пациент».

Все члены семьи получают поддержку, высказывают свои намерения и огорчения, конструктивно вырабатывая более комфортный стиль совместной жизни. Наряду с конструктивным снятием эмоционального дискомфорта при семейной терапии могут быть произведены персональные изменения в окружении. Иногда единственной альтернативой помощи суициденту, если ситуация оказывается безнадежной, становится госпитализация в психиатрическую больницу. Промедление может быть опасным; госпитализация может принести облегчение, как больному, так и семье. Тем не менее, больницы, конечно, не являются панацеей. Самоубийство может быть совершено, если больному разрешат навестить домашних, вскоре после выписки из больницы или непосредственно во время лечения. Исследования показали, что существенным является то, как суициденты воспринимают ситуацию помещения их в больницу.

13. Сохраняйте проявления постоянной заботы и поддержки. Если критическая ситуация и миновала, то педагоги или семьи не могут позволить себе расслабиться. За улучшение часто принимают повышение психической активности больного. Бывает так, что накануне самоубийства депрессивные люди бросаются в водоворот деятельности. Они просят прощения у всех, кого обидели. Но не ослабляйте бдительность. Эти поступки могут свидетельствовать о решении рассчитаться со всеми долгами и обязательствами, после чего можно покончить с собой. И, действительно, половина суицидентов совершает самоубийство не позже, чем через 3 месяца после начала психологического кризиса.

 

 

Признаки употребления психоактивных веществ (ПАВ)

Последствия от употребления наркотических средств и психотропных веществ (далее — НС и ПВ) тяжело сказывается на организме человека, особенно несовершеннолетнего, и поэтому актуальной является задача раннего выявления употребления психоактивных веществ еще на начальной стадии.

Зачастую взрослым, не имеющим медицинского образования, трудно ответить на вопрос: «Употреблял ли человек наркотические вещества?». Для того чтобы развеять сомнения и подозрения, предлагаем вам ознакомиться со следующей информацией.

Первые настораживающие признаки употребления НС и ПВ

Общие признаки

  • прогулы в школе по непонятным причинам;
  • наличие значительных сумм денег из неизвестного источника;
  • частая, непредсказуемая, резкая смена настроения;
  • неопрятность внешнего вида;
  • исходящий от одежды запах ацетона, растворителя или уксуса;
  • смена одноклассников на новых «друзей», которые не заходят на • территорию школы, а вызывают подростка с помощью других детей;
  • проведение большого количества времени в компаниях ассоциативного типа;
  • потеря интереса к школьным делам, к спортивным и внеклассным занятиям;
    • появление новой тематики в рисунках, которые дети часто рисуют в тетрадях, книгах (изображение шприцов, мака, паутины, черепов и в основном в черно-белых тонах);
  • интерес подростка к медикаментам и содержанию домашней аптечки.
  • частые обманы, изворотливость, лживость.

Очевидные признаки

  • • наличие шприца, игл, флаконов, марганца, уксусной кислоты, ацетона, растворителей;
  • следы от уколов, порезы; синяки и нарывы в местах скопления вен; наличие неизвестных таблеток, порошков, смолы, травы, пачек лекарств снотворного или успокаивающего действия, папиросы в пачках из-под сигарет, в особенности, когда эти вещи скрываются;
  • бинты, пропитанные массой коричневого цвета;
  • маленькие закопченные ложечки, капсулы, пузырьки, жестяные банки;
    жаргон, употребляемый подростками, в котором звучат наркотики.

Физиологические признаки

  • бледность кожи;
  • сильно расширенные или суженные зрачки, покрасневшие или мутные глаза;
  • замедленная, несвязная речь;
  • потеря аппетита, похудение или чрезмерное употребление пищи;
  • хронический кашель;
  • плохая координация движений (пошатывание или спотыкания);
    коричневый напет на языке, отечность.

Поведенческие признаки

  • избегание общения с родителями;
  • постоянные просьбы или требования дать денег;
  • поиск и просмотр интернет-сайтов, форумов, содержащих информацию по вариантам потребления, продажи наркотических средств и психотропных веществ;
  • частые телефонные звонки и разговор по телефону жаргонными терминами;
  • частные уходы из дома;
  • пропажа денег, ценностей, одежды и т.д.;
  • бессонница и беспричинное возбуждение, либо вялость и многочасовой сон.

Так же необходимо учитывать факторы риска, которые способные спровоцировать употребление наркотических средств и психотропных веществ:

  • преморбидные особенности характера (аффективная неустойчивость, импульсивность, нестабильность отношений, преобладание чувства одиночества, пустоты, неприятие и недопонимание социальных норм и ценностей, недостаточный самоконтроль и самодисциплина и т.д.);
  • фактор нарушенной семейной системы (неполные семьи, вновь созданные семьи и т.д.);
  • склонность к девиантному и делинквентному поведению;
  • наличие задержки психического и физического развития;
  • негативное влияния на подростков групп сверстников;
  • злоупотребление спиртными напитками и наркотическими средствами, и психотропными веществами в семье несовершеннолетнего.

Клинические признаки употребления НС и ПВ:

Опнатная группа наркотиков. Для употребления данной группы наркотиков характерно: сужение зрачков до точечных, которые не расширяются даже в темноте, либо незначительно реагируют на световые раздражители. Выраженная бледность кожи, наличие следов инъекций, ожогов, ссадин по ходу локализации вен. Выраженная сонливость, вялость, расслабленность. Характерны движения почесывания (за счет выброса гистамина и расширения сосудов — зуд кожи). Отмечаются артериальная гипотония, брадикардия, гипотермия, угнетение дыхания, сниженная моторная активность кишечника. Подавление рефлекса выделения мочи. Снижение болевой чувствительности.

Марихуана. Курительные смеси и аналоги синтетических каннабиноидов, при употреблении характерно: инъекция склер, зрачки расширены; Артериальное давление повышено, пульс учащен. Тонус мышц снижен, мочевыделение затруднено или усиленно. Нистагм, нарушение речевой способности (дизартрия), кожной чувствительности (парестезии). Наблюдается нарушение координации движений, тремор пальцев рук, иногда дрожание всего тела. Нарушается чувство реальности происходящего, нарушается восприятие длительности времени и пространства. Появляются чувство довольства, эйфория, смех. Обращает внимание дурашливое поведение и смешливость. Неудержимый смех без повода при групповом употреблении наркотика.

Летучие ингалянты (пары химических веществ), здесь характерно: нарушение речи, замедление реакций, сонливость, потеря болевой чувствительности, галлюцинации, бред, потеря способности к ориентации, мышечная слабость, чувствительность к свету. Чувство — эйфории, легкости, невесомости, полное не восприятие окружающего мира.

Психостимуляторы. Соматическими признаками опьянения являются: выраженная тахикардия, гипертензия, бледность лица, сухость во рту (постоянно облизывают губы). Глаза блестят, расширенные зрачки и не суживаются даже на ярком свете, мелкий тремор пальцев рук, повышенная потливость, влажность кожных покровов. Лицо краснеет. Появляется ощущение ползания мурашек, ощущение, что «волосы встают дыбом на голове». Приподнятое настроение и повышенная активность вплоть до суетливости. Сон отсутствует. Возможны не координированные резкие движения, и судорожные подергивания мышц. Раздраженность и агрессивность.

В случае выявления у несовершеннолетних указанных симптомов необходимо обратится в медицинскую организацию для проведения диагностики, консультирования, и/или самостоятельно в домашних условиях провести экспресс тестирование на предмет потребления НС и ПВ.

Контактные телефоны для получения консультаций специалистов: Единая социально-психологическая служба «Телефон доверия»: 8-800-101-1212; 8-800-101-1200.

Детский телефон доверия, для детей, подростков и их родителей: 8-800-2000-122.

 

 

Памятка об употреблении психоактивных веществ (ПАВ)

  1. Общие признаки начала употребления психоактивных и наркотических веществ подростками, а также возможность использования подростков при совершении преступлений.

1. Меняется рисунок поведения подростка. Он старается не разговаривать в Вашем присутствии по телефону, а в беседах с друзьями активно использует сленг, так что создается впечатление эзопова языка.

2. В общении с Вами он становится резким, раздражительным, вспыльчивым. Меняется круг друзей, которые, в отличие от прежних товарищей, явно не спешат знакомиться с Вами, а то и просто избегают этого, стараются исчезнуть из дома при Вашем появлении.

3. Подросток без видимой причины теряет в весе, с трудом засыпает ночью, а в дневное время находится в полусонном состоянии.

4. Зрачки либо постоянно расширены, либо сужены и практически не реагируют на свет.

5. Из дома начинают пропадать вещи, в первую очередь — его собственные.

6. На венах появляются следы уколов (чаще это вены на предплечьях, локтевых ямках, под коленями, в области паха). В квартире обнаруживаются шприцы, мелкие пакетики (блистеры) со следами порошка, либо веществ растительного происхождения.

7. При употреблении наркотических средств путем курения внимание должны привлекать: характерный смолистый запах, остатки сухих стеблей и листьев растений в карманах и пакетиках, приспособления для курения (чилимы, трубочки, бонги, самодельные кальяны).

8. Эпизодическое наличие крупных или непонятного происхождения больших сумм денег, не соответствующих достатку семьи. Появляется стремление занять деньги или отобрать их у более слабых.

9. Изменение аппетита — от полного отсутствия до резкого усиления, обжорства, периодически тошнота, рвота.

10. Обратить особое внимание на общение подростка в социальных сетях: «В контакте», «Одноклассники» с незнакомыми людьми, в том числе предлагающих возможность быстрого заработка. Переход на использование приложений Виполе (Vipole) Телеграмм (Telegram), Бросикс (Brosix), с популярных Вотсапп, Вибер, Фэйсбук, Айсикью.

II.Действия при обнаружении наркотических и других сильнодействующих веществ

  1. Если вещества, которые предположительно являются психоактивными, находятся у подростка, ни в коем случае не пытайтесь сами изъять эти вещества. Изъяв у подростка наркотические и психотропные вещества, вы по факту принимаете эти вещества на хранение. А согласно действующему законодательству, незаконное хранение наркотических средств или психотропных веществ, является уголовно наказуемым деянием (ст. 228 УК РФ).
  2. По возможности изолируйте данного подростка в отдельное помещение, при этом не оставляйте подростка без присмотра.
  3. Немедленно поставьте в известность о случившемся руководителей образовательного учреждения .
  4. Сообщите о случившемся в органы внутренних дел.
  5. Известите о случившемся родителей или опекунов подростка.

 

III. Если у Вас возникли подозрения, что подросток находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения

В таком случае:

  1. Удалить учащегося из класса, отделить его от одноклассников.
  2. Немедленно поставить в известность руководителей образовательного учреждения.
  1. Срочно вызвать медицинского работника образовательного учреждения.
  1. В случае, когда состояние подростка может быть расценено как состояние алкогольного или наркотического опьянения, немедленно известить о случившемся родителей или опекунов подростка.
  1. Нецелесообразно проведение немедленного разбирательства причин и обстоятельств употребления алкоголя или наркотиков.
  1. При совершении подростком хулиганских действий целесообразно прибегнуть к помощи правоохранительных органов.link